Сдержать любой ценой

3 минуты
Сдержать любой ценой
Стоимость бензина в этом году выросла в среднем на 7,2%, а дизельное топливо без учета сезонности в среднем стало дороже на 7,8%, по данным Росстата. При этом рост цен мог быть значительно больше, если бы правительство не заключило с участниками рынка соглашения о заморозке цен до конца года.

Пока что договорились. Резкий скачок вынудил правительство немедленно вмешаться в ситуацию и принять меры, которые ограничили деятельность крупных нефтяных компаний, а также отчасти независимых трейдеров и автозаправочных станций. Тем не менее самых негативных последствий, таких как прямое госрегулирование или введение заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты, удалось избежать, а цены на топливо в рознице к концу второго полугодия соответствуют уровню июня.   

Основными причинами роста стало увеличение составляющих цены на уровне как оптового, так и розничного сегментов рынка. В августе вице-премьер правительства, курирующий отрасль ТЭК, Дмитрий Козак провел ряд встреч с представителями крупнейших нефтяных компаний («Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Нефтегазхолдинга»), в результате которых были достигнуты договоренности о сдерживании цен на топливо до следующего года. Были подписаны специальные соглашения между ФАС, Минэнерго и десятью крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин на уровне майских до 31 марта 2019 года.

Разные методы. Тем не менее заморозка цен привела к противостоянию ВИНК и независимых АЗС и трейдеров с биржи. НК «Роснефть» вывела свои заявленные объемы бензина и дизеля с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Впрочем, это не оказало существенного влияния на цены, согласно опубликованному Росстатом индексу потребительских цен: стоимость автобензина не изменилась, а дизельное топливо выросло на 2,2%. Рост цен на дизтопливо, по данным экспертов, был связан со сменой его сезонности. В ответ на это Независимый топливный союз предложил свое альтернативное виденье урегулирования ситуации на рынке — снова полную отмену акциза, либерализацию цен, 100% вывода объема бензина и дизельного топлива на биржу и демонополизацию отрасли.

В правительстве рассматривались и крайне нежелательные для крупных нефтяных компаний меры, такие как введение высоких экспортных пошлин на нефтепродукты, а также полное госрегулирование стоимости топлива. В итоге были применены более мягкие механизмы, такие как демпфер (по сути, механизм субсидирования). Он должен будет вступить в действие с 2019 года, поскольку сдерживать рост отдельных стратегически важных составляющих цены на топливо, например, акциза, также было нельзя — это могло сказаться на экономике работы АЗС и сопутствующей им инфраструктуры и повлечь проблемы с доступом к заправкам. Также акциз является инструментом сглаживания волатильности конечных цен, так как его размер фиксирован. Другим риском было то, что нефтяники сэкономят на модернизации собственных НПЗ, а это может сказаться на качестве топлива.

Последствия для производителей. Главные риски для крупных нефтяных компаний — экономия на одной из составляющих в ценовой цепочке и уменьшение прибыли от продажи топлива. Для независимых АЗС — отток клиентов на заправки ВИНК и низкая маржинальность.

Последствия длятре побителей. Скачка цен на топливо на внутреннем рынке не будет, но их рост уже спрогнозирован. По оценкам экспертов, повышение составит примерно 1,7% в январе, и далее рост будет составлять не более 0,5% ежемесячно. Это гарантированный прогноз по ценам на заправках ВИНК. Как будет расти цена на топливо, так будут расти и цены на продукты: овощи, молоко, хлеб и мясо птицы. Рост цен на топливо будет определять рост инфляции. Ведь в стоимости любой продукции есть доля, которая приходится на ГСМ, а это, в свою очередь, стоимость перевозки.

Андрей Быстров, заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова
  • Комментарии
Загрузка комментариев...