Что делать, если ребенок «не слышит» взрослых и сверстников

1006
5 минут
Что делать, если ребенок «не слышит» взрослых и сверстников
Фото: иллюстрация к книге Г. Остера



Довольно часто учителям в школах и образовательных учреждениях приходится разрешать конфликты, возникающие между отдельными детьми, а порой и между целыми группами подростков. Педагогам поступают жалобы от родителей, просьбы о помощи в решении возникших у ребёнка проблем. Обеспокоенные мамы и папы с дрожью в голосе и со склянкой седативного средства пересказывают, как их чадо после секции открывает дверь носиком грязного сапога, "запуливает" рюкзак в ни в чем не повинного кота, а потом хватает сахарную плюшку из хлебницы, надевает наушники со словами "жизнь – боль, и только Баста даст мне покой", и до полуночи простирается на диване, "страдая, падая, взлетая", по неизвестным причинам. Вот и мучает маму с папой вопрос, что же с сыночком или дочуркой происходит, кто кровиночку обидел… Чадо с трёх лет и танцами, и английским занимается, и пятую симфонию исполняет, а от педагогов привыкли слышать лишь возгласы восторга и восхищения: "Нет, мой ребёнок ни при чём, враги – кругом враги".

Узнав про этот регулярный последовательный ряд событий из жизни семьи Арсения или Дарьюшки, классный руководитель как истинный Натти Бампо на берегах Онтарио сопоставляет факты, идёт по следу и выявляет перепалки с Петром, Васькой, Машей и Гришей, вдобавок конфликт с «биологичкой» Еленой Анатольевной и гардеробщицей тётей Валей. Да и в буфете на раздаче тётя Оля позавчера сметаны в борщ не доложила, маслица в пюре недолила.

Почему же в жизни этого "золотого" ребёнка  возникли конфликты?  А ответ кроется вот в чём: неприятные ситуации и их негативные последствия возникают в результате коммуникативных неудач.

В настоящее время добросовестные  родители уделяют достаточное внимание образованию ребёнка, но вовсе забывают об эмоциональном воспитании. Взрослые люди ошибочно полагают, что дети легко выстраивают отношения и коммуникации с окружающим миром, что они способны объективно воспринимать слова или поведение людей. Ребёнок адаптируется в семье - ему привычен стиль общения, невербальные знаки родителей. Однако ему сложно распознать причины недовольств или ворчаний той же тёти Вали. Вчера у неё закончилась пенсия и ей пришлось идти пешком в школу - жизнь тяжёлая. Не каждый ребёнок способен уловить это и не обидеться на её брюзгливый тон. Он также может не понять и то, что указав Елене Анатольевне на случайно проскользнувшую ошибку, навредит её  и так сложным отношениям с классом. А у тёти Оли на той неделе умер муж, вот сквозь затуманенные глаза она и не видит, кому сколько сметаны или масла добавила...

Итак, давайте перейдём к конкретике и назовем основные причины коммуникативных неудач ребёнка:

1) Неумение слушать.

2) Мимика и жесты не соответствуют словам. Подобное поведение часто воспринимается как неискреннее.

3) Нарушение норм поведения, принятых в обществе (помните рассказ М. Жванецкого «Как Ваше здоровье, дедушка?).

4) Нарушение языковых норм, неточность речи (наш директор - наистрашнейшая поклонница Надежды Кадышевой).

5)  Невнимание к ситуации общения ( - Не трусь ты, сдашь этот экзамен! Слушай, такой интересный фильм вчера по телеку смотрел, хочешь, расскажу? - Нет, уж лучше потом).

6)  Ребёнок говорит либо очень тихо, либо, напротив, очень громко, или у него есть какие-то дефекты речи, тогда он часто может слышать подобные вопросы: "Что ты шепчешь себе под нос?" или "Что-что? Ничего не слышно!"  или "Что ты жуешь?".

Мы с вами, конечно, понимаем, воспитанный и интеллигентный человек не обратит внимание и не обидится на подобные ошибки ребёнка. Но мы живём не в идеальном обществе, и следует учитывать разные социальные характеристики участников общения, разное понимание вежливости и норм поведения. Поэтому наша задача - отточить до наиболее обтекаемой формы социальный корабль для успешного передвижения чада.

Существует множество приёмов повышения эффективности общения. Большинство читающих статью владеют ими. Но я бы хотела перечислить правила, которые нужно прививать детям, наблюдать, как они ими пользуются и аккуратно направлять:

1) Будь со всеми одинаково вежливым. Не забывай говорить слова приветствия, благодарности и прощания (казалось бы просто, тем не менее мой опыт показывает, что дети пренебрегают этим правилом иногда из стеснения, порой не считая нужным).

2) Обращайся по имени. Это показывает внимание к собеседнику (нередкое обращение к однокласснику "эй, ты").

3) Контролируй свои эмоции  и используй прием "зеркало отношений". Он состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. У собеседника возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

4) Умей слушать других, интересоваться, задавать вопросы по теме. Проявляй внимание и сочувствие. 

5)  Никогда не унижай человека, даже если он не прав. Не стоит доказывать свою правоту в ущерб другому.

6) Не спорь из-за пустяков. Лучше попроси совета.

7) Строй короткие предложения (7-12 слов). Тогда твои мысли будут более наглядными , а речь легче восприниматься.

8) Голос - твой мощный инструмент. Говори внятно и спокойно.

Конечно, вы можете не брать себе и детям все эти советы на заметку. Волнуясь, вдруг обидят, подарили бы дочке какой-нибудь артефакт против мальчишек, двуручный меч или базуку, но с такими примочками в класс не пускают, потому что учителя, признаюсь, трусы. Отец может подготовить сынулю  учиться в современных условиях - метать ножи, вилки, и метко плевать компотом. А после в школе отговариваться: "Конечно, поведение девиантное, но ребёнок не виноват..." Так что вы уж сами выбирайте.



PSRXQudTIXs.jpg

Эксперт, Любовь Беляева, преподаватель английского языка



  • Комментарии
Загрузка комментариев...